Досье СД (об авторе): Алексей Поршнев. 23 года. Окончил с отличием психологический факультет МГУ им. Ломоносова. Водительский стаж 14 лет. Ездил на Верховине, Риге, Карпатах, Восходе, Туле, Минске, Сове, Явах, Ижах (Юпитер 5, Планета 5, Юпитер 3 и др.), Днепре, японских 400-ках (Сузуки Savage и др.), скутере Сузуки Сепия ZZ, Уралах (М 62, ИМЗ 8.103. 10). В настоящее время аспирант. Работает механиком и кастомайзером. Пишет для многих мото-изданий.
Написать хотелось не о преимуществах и недостатках "полтинников", достоинствах вариаторов или проблеме скутерных прав. Нет, эта статья – попытка понять самую суть, сердце скутериста. И на вопрос "почему скутер?" ответить хочется не тысячей рациональных доводов в пользу этого транспорта (транспорта ли по сути?), а докопаться до первопричины.
Может быть, ответ получится не совсем объективным, местами, сильно смахивающим на пропаганду. Просто, описывая возможности, открываешь для других и причины. И возможно многие, уже сделавшие свой выбор, узнают в этой статье себя. Но перейдем к сути. Так почему же люди выбирают скутер?
Некоторые просто потому, что ничего другого им не купят родители, или скутер достался им от двоюродного дяди. Однако рассматривать такие случаи не интересно, потому что эти скутеристы либо переходят в разряд убежденных, либо меняют скутер на машину (ведь в "шестерку" влезает 4 мешка картошки, жена, теща, дети и 12 коробок рассады!). Интереснее попытаться понять, как появляются люди, сознательно сделавшие свой выбор в пользу скутера.
В нашей жизни становится все меньше неопределенности и больше жестких закономерностей, и это факт. Раньше ветер дул по воле Богов, солнце могло и не взойти утром, а человек болел по прихоти духов. Сейчас же возникновение воздушных потоков, в простонародии именуемое "ветром", объясняется столкновением циклонов и антициклонов, в восходе солнца никто не сомневается (даже кучу физических законов на этот счет придумали), больного человека пичкают антибиотиками, а не ведут к шаману. При приеме на работу определяют наш интеллект, уровень образования, способность выполнять специфические обязанности и личные качества, затем все разбирают по полочкам и отправляют нас до конца дней своих закручивать тот или иной винтик (исходя из способностей!). Картина конечно утрированная, но человеку в принципе противоестественна "разборка" на якобы составляющие его части, да и много ли творчества, самореализации и просто интереса в нашей работе, если уж честно?
Вот и получается, что в какой-то момент человек начинает искать отдушину, "луч света в темном царстве", способную помочь вновь ощутить полновкусие жизни. Для некоторых это экстремальные виды спорта, для других спортивные автомобили, для третьих мотоциклы (уже ближе), ну а для читающих эту статью – скутеры. Более того, мне кажется, скутер может помочь вновь понять жизнь намного лучше всех других перечисленных способов.
Ведь экстремальный спорт, машины и спортбайки служат "сжигателями", они как бы очищают наш мозг от всего лишнего, но взамен дают только адреналин. Это ни в коем случае не критика быстрых мотоциклов или автомобилей – просто они изначально предназначены для экстремального времяпрепровождения. То есть, на мой взгляд, сложно разглядеть красоту заката, свежесть деревьев по краям дороги или почувствовать плотный прохладный воздух, несясь под 200 в закрытом шлеме интеграле, хотя каждому свое.
Чопперы же требуют особого состояния души, это религия, способная сделать очень многое, но лишь для готового ее принять. Иначе чоппер, особенно если его купили или заказали как дань моде, – лишь тяжелый неуклюжий мотоцикл, обладающий кучей недостатков и никакими видимыми достоинствами.
А скутер – своеобразный конек-горбунок. Он делает именно то, что хотите вы: может превратить вас в романтика, и вы снова будете писать стихи прекрасным дамам; может забрать себе все ваши негативные эмоции, подарив взамен простую радость и чистоту мыслей; может просто помочь вам взглянуть на знакомый мир совершенно по-другому. Скутер выступает генератором и одновременно усилителем ваших собственных чувств и желаний, часто даже практически неосознаваемых. Одновременно он отфильтровывает весь негатив и оставляет его где-то там, на дороге позади вас. Со скутером можно почувствовать себя Гуливером в стране великанов: выезжайте на дорогу с оживленным движением, а лучше выберите пробку побольше, и вперед – вы пролезете в такую дырочку, которую раньше бы даже и не заметили, машины и дорожные знаки в ракурсе "вид снизу" покажутся совсем другими, да и весь мир преобразится. Хотите ощутить себя так же, как в 16? Легко! Назначьте прекрасной незнакомке (в крайнем случае знакомка тоже подойдет) свидание ночью где-нибудь на природе, например в парке. И поезжайте на скутере (даже если вы солидный 40 летний банкир, попробуйте, что вы, в конце концов, теряете). Мягкий летний воздух, шелест листвы, свет фары, выхватывающий деревья по краям аллеи, все это вернет в вас того, шестнадцатилетнего. Да если бы во времена Пушкина были скутеры, он наверняка черпал бы в них вдохновение и мог написать примерно следующее:
Мороз и солнце, день чудесный. Еще ты дремлешь, друг прелестный, А я уж скутер свой прогрел, И по сугробам пролетел.
По моему мнению, к списку дел, необходимых для настоящего мужчины (напомню: вырастить сына, посадить дерево и построить дом) необходимо добавить катание на скутере зимой в снегопад. Это такой кайф... Но что-то я отошел от центральной линии этой статьи. С вопросом "почему скутер" мы вроде бы разобрались. В общем виде я бы ответил: "Потому что скутер – возможность лучше узнать себя и свои желания и понять то, что тебя окружает". Перейдем ко второму вопросу: "Психологический портрет скутериста", или, иначе говоря, кто они, эти люди, ездящие на скутерах?
Основной и отличительный момент здесь такой: если человек сознательно сделал свой выбор именно в пользу скутера, он не боится узнать настоящего себя и хочет стать лучше. Поясню, откуда такое мнение. Выбор в пользу солидности и образа жизни по "зарабатыванию денег" (оговорюсь, не интересной работы, которая оказалась еще и денежной, а именно денег), дорогой машины или "крутого" мотоцикла – все это бегство от себя и своей души. Человек выбирает не то, что хочет на самом деле, сердцем и душой, а то, что поощряется обществом на данный момент, иначе говоря "круто". И не важно, сколько удовольствия и радости все это ему доставит (или не доставит, что скорее всего). А скутер – выбор для себя, "желание сердца". Пусть он кому-то кажется смешным – хозяину на это плевать. Скутер приносит столько радости, свежих мыслей и простого веселья, что занудные "не круто" и "зачем?" просто не воспринимаются. Скутер как конек-горбунок – маленький и смешной, зато добрый и способный на многое для хорошего хозяина. А у плохого - он надолго и не задержится.