Выбор скутера В основном скутера делятся на три класса: Мини (гномики с колесами 8-10 дюймов и массой 50-70 кг). Cкутера исключительно для города. У них маленькие колеса, да и сами они достаточно компактны. При желании их можно затащить в лифт одному человеку, не особо напрягаясь. Если отдать более 600 долларов за мотороллер нет никакой возможности, то этот класс для Вас. Подойдет он и тем, кому некуда ставить аппарат и они готовы затащить его домой - лишь бы не украли. Высоким и тучным людям я не рекомендую такие машинки. Без каких-либо переделок передвигаться на них будет очень тяжело и неуютно. В первом случае - это постоянная нехватка пространства за рулем, колени то и дело пытаются порулить, а маленького сиденья явно не хватает, чтобы отодвинуться назад. А уж о пассажире и речи не идет. Избыточный вес седока (это примерно более 90 кг.) приведет к постоянным "пробоям" задней подвески и передней вилки (впрочем, это можно устранить тюнингом). Маленький моторчик постоянно будет перегреваться от работы "внатяг", хотя есть способы и это устранить. Вообще этот класс идеален для подростков. Лучшего подарка в виде маленького японского скутера для пацана и быть не может. Да и скорость у многих моделей ограниченна 50-60 км/ч., что делает их менее опасными, чем более скоростные модели. Да и в управлении они, как и почти все скутера, просты и на них можно ездить по-очереди, всей семьей. Средний класс - это дорожные скутера. Это, пожалуй, самый подходящий класс для наших дорог. Скутера этого класса имеют большие колеса (12-13 дюймов), более мощные подвески, сильные двигатели и вследствии этого большую максимальную скорость (до 80-90 км/ч). Такие скутера хоть и весят поболее своих младших собратьев (от 75 кг. и до 100 кг.), но зато устойчивее на дороге и грузоподъемнее. На таких скутерах и двум большим дядькам есть где сесть. Тяжелые скутера - Yamaha Majesty и ей подобные монстры с двигателями 125-250 кубиков и более, чопперными двухярусными сиденьями и т.д. Ну это уж совсем лимузины. В жертву качеству отделки и комфорту за рулем принесена юркость и всепролазность в пробках в сравнении с младшими классами. Такие машины более пригодны для дальних поездок или откровенного выпендрежа, чем для быстрого передвижения по городу. Стоимость таких аппаратов весьма велика, но выглядят они очень и очень солидно, да и моторы у такого класса, как правило, четырехтактные. В Укрвине смысла не имеют. Какай же класс лучше? Это уж решать Вам. Сказать по правде, здесь все решает состояние Вашего кошелька, т.к. стоимость скутеров лежит в простой прогрессии - чем больше машина, тем дороже. Проверка перед покупкой Если ты покупаешь новый скутер, то многое, что здесь написано, тебе не нужно. Но! В салонах и фирменных магазинах можно купить почти исключительно европейские модели, а они очень сильно "задушены". Там стоит масса ограничителей, начиная от механических на старых моделях (втулки в вариаторе, вакуумная заслонка в карбюраторе), и заканчивая электронными датчиками с компьютером (причем на самых новых скутерах ограничители встроены в логику системы зажигания так, что удалить их без установки новой системы зажигания невозможно). Для моделей 50 см2 в разных странах существуют строгие ограничения по скорости (от 30 до 60 км/ч) и мощности двигателя. В Европе, не доверяя безответственным водителям, ограничения встроены в скутер, а в стране Восходящего Солнца, где ограничение скорости (30 км/ч) остается на совести японцев, ограничители, как правило, не ставятся и машинки работают от души. Если честно, то двигатели все равно не работают так, как могут. Спортивные мотоциклы объемом 50 см2 имеют мощность 13-18 л/с, т.е. раза в два мощнее даже форсированного скутера. Но и ресурс у них, сами понимаете... Вывод: хочешь разрисованную тачку, всю в лампочках и эмали – бери "европейца", иначе покупай подержанного "японца". Покупка подержанного скутера - сложное дело. Очень многое зависит от первого впечатления, первой поездки. Хотя некоторые особенности скутеров можно предвидеть заранее: Модели фирмы Yamaha технически передовые для своего времени разработки, ее основная серия Yamaha Jog выпускается, постоянно модернизируясь, уже почти 20 лет - в них уже практичеси не осталось слабых мест. Характерная особенность Jog-ов - это мощный (6.3 л.с. и более) двигатель, даже на моделях для домохозяек, и удачная трансмиссия (вариатор+сцепление), настроенные так, что аппарат плавно (даже с небольшой задержкой) уходит с места, а затем, при наборе 5-10 км/ч, очень резво (вплоть до поднятия на заднее колесо и сброса седока) и без провалов набирает скорость. При этом динамика машины контролируется ручкой газа идеально - без малейших провалов и подхватов. Двигатель обычных Jog-ов (Jog Poche, Jog Artistic, New Jog и т.д.) имеет большой срок службы, умеренную степень сжатия (7.2-7.3) и допускает применение 92-го бензина. Типичный Yamaha Jog Artistic Spec при правильной настройке карбюратора и нормальном техническом состоянии разгоняется до 70-75 км/ч без всякой форсировки (особенно приятно, что эта модель для Японии выпускалась без каких-либо ограничителей скорости), а при простейшей форсировке (спортивный коммутатор зажигания плюс настроенный выхлоп вместо штатных) разгоняется до 85-95 км/ч. Кроме того, аппараты Yamaha имеют еще один плюс - практически все их кузовные панели пластмассовые и не поддаются коррозии. Для начинающих Yamaha имеет модель Yamaha Mint/Razz, более простую по конструкции, но зато более неприхотливую и надежную (но и с более слабым двигателем - впрочем, даже она разгоняется до 60 км/ч свободно). Для продвинутых водителей имеется серийная модель SuperJog с форсированным двигателем, дисковыми тормозами и спортивной подвеской, а также различные полусерийные SuperJog Special Editions - то есть специальные модификации SuperJog-ов со спортивными коммутаторами и карбюраторами, еще более форсированными моторами с настроенным выпуском и т.д., усиленной рамой и подвесками - развивающие скорость до120 км/ч и более. Кроме того, свои модели делает и европейское отделение Yamaha MBK - это линейка моделей BW's (с классическими для Yamaha стальными трубчатыми рамами) и линейка Aerox R (с литыми из легкого сплава рамами) - все они отличаются агрессивным дизайном нового европейского стиля (фары над клювом переднего колеса, кожуха в духе гоночных мотоциклов). Модели фирмы Honda отличает надежная, прочная конструкция рамы и моторов. Наиболее отработанная у них линейка - это Honda Dio, прямой конкурент Yamaha Jog-ов. Двигатель обычных Dio (Dio, Dio SR и т.д.) имеет большой срок службы, умеренную степень сжатия (7.2) и допускает применение 92-го бензина. К сожалению, этот двигатель менее мощен, чем двигатель Yamaha Jog, что вместе с увеличенным весом конструкции обуславливает худшую динамику машины. Ко всему прочему, серийные скутеры Honda Dio не свободны от конструктивных недоработок (проблемы с передними амортизаторами и т.д.). Для начинающих Honda производит модели Tact и Pal – надежные спокойные аппараты. Для продвинутых водителей Honda серийно выпускает модели Dio ZX и SuperDIO ZX (прямой конкурент Yamaha SuperJog-а), с форсированным двигателем, дисковыми тормозами и спортивной подвеской, а также различные полусерийные Dio ZX - то есть специальные модификации ZX-ов со спортивными коммутаторами и карбюраторами, еще более форсированными моторами с настроенным выпуском и т.д., усиленной рамой и подвесками. Модели фирмы Suzuki отличает более высокая "спортивность" - их основная линейка Suzuki Sepia AJ50 имеет мотор с высокой степенью сжатия (7.6) и меньшую, чем у конкурентов, массу шасси. Фактически, обычная Sepia представляет из себя полуспортивную Sepia ZZ, на которую навешаны ограничители мощности (карбюратор с меньшим диффузором, другой глушитель и коммутатор зажигания с встроенным ограничителем оборотов). Однако все равно спортивность прорывается даже через эти душилки - обычная Suzuki Sepia без тюнинга разгоняется до 75-85 км/ч, вдвоем - до 75 км/ч. А уж как следует настроенная Sepia ZZ поливает так, что легко может поспорить с серийными Honda Dio ZX и Jamaha SuperJog. К тому же Suzuki Sepia еще и недороги - например, цена Sepia ZZ 94-го года выпуска примерно на уровне обычного Yamaha Jog и намного дешевле Honda Dio ZX того же года выпуска. Разумеется, за все надо платить - мотор Sepia изначально форсирован, требует высокооктанового бензина (Аи-95 минимум, а лучше Аи-98) и высококлассного (только синтетического для двухтактников) масла, быстрее изнашивается и более капризен в эксплуатации. Более легкое шасси имеет меньшую прочность и жесткость, что на Украинских ухабах при неосторожном вождении приводит к его деформации и поломкам. Кроме того, надо помнить, что при покупке б-ушного Sepia ZZ вероятность нарваться на полуубитый или вовсе убитый мотор гораздо выше, чем при покупке скутеров конкурентов из ординарных линеек - ввиду того, что на Sepia ZZ в Японии гоняют почти исключительно подростки, а на значительной части Yamaha Jog и Honda Dio люди ездят неспешно - клерки на работу, бабушки - в магазины за покупками. Покупка подержанного скутера Выбираем! Кроме звука работы двигателя, тяговитости и набора скорости (считаем, что скутер работает ровно, разгоняется быстро и рвет что дурной) стоит обратить внимание на: внешний вид; состояние корпуса и молдингов; наличие воздушного фильтра; состояние стоек амотризаторов; состояние покрышек; наличие и работоспособность поворотников, фары, сигнала. Разберем все по порядку. Битые или треснутые крылья и обтекатели сами по себе не страшны (их можно склеить самому эпоксидкой или тебе радостно склеят на СТО, но уже за бабки). Часто трещины и царапины заклеивают красивыми наклейками либо закрашивают различными рисунками и надписями. Однако битая морда у скутера предупреждает о возможных "внутренних" повреждениях. Опять же на скорости 30 км/ч крылья не бьют, а значит, скутер гоняли на всю железку. Так что размалеванный скутер не всегда самое лучшее, к тому же яркая раскраска повышает нездоровое внимание к скутеру и увеличивает вероятность угона. Также стоит проверить места крепления молдингов к крыльям и раме – крепления от ударов ломаются, а восстановить нормально их труднее. Небольшие царапины не страшны, они только помогут вам сбить цену. Для меня лично внешний вид при покупке не самое главное: небольшие царапины и потертости краски (неизбежные при эксплуатации ссадины и сколы) можно зализать, намного важнее состояние рабочих узлов. Покупая неновый форсированный скутер (Sepia ZZ, Dio ZX, SuperJog и пр.), ты покупаешь табуретку, которую какой-нибудь оторванный японский подросток убивал от всей души. Лучше брать скутер с корзинкой на переднем щитке – на этой машинке домохозяйка спокойно ездила от дома до супермаркета. Корпус скутера - довольно уязвимое место. Красятся они, в основном, без грунта, на голый металл - на эксплуатацию дольше 5 лет просто не рассчитаны. Нужно внимательно осмотреть корпус на наличие царапин и неровностей краски – все это может быть ржавчина. Очень советую открыть багажник, вынуть чехол и осмотреть корпус изнутри - результат бывает удивительным. Слушать продавца, что все это мелочи и они никому не мешают, не нужно: это не мелочи, а самому ремонтировать скутер сразу после покупки просто облом, хочется гонять на нем круглые сутки. Особенно хорошо ржавеет у Suzuki Sepia место, где подножка прилегает к корпусу. В этом же месте, обычно, ржавеет и изнутри. Металл там тонкий, и если запустить, то на следующий сезон сиденье провалится пониже и посадка станет как на чоппере. Учти, половина крепежа опирается на железо корпуса (задняя стойка, бензобак и пр.), и если корпус сгниет, то любимый скутер превратится в конструктор "Сделай сам". Для скутеров Yamaha предыдущий абзац можно забыть - эта фирма делает свои машины на базе несущей хребтовой рамы из металлических труб, обвешанных снаружи декоративными пластмассовыми панелями. В результате несущий каркас закрыт от непогоды и практически не ржавеет, а пластик тем более не подвержен коррозии. Воздушный фильтр… такая мелочь… из-за отсутствия этой мелочи мне пришлось колоть двигатель и перемывать каждый подшипник (хорошо, их там мало). Не ленись наклонить продавца и раскрутить коробку с фильтром. Заодно и посмотрите, где он и как меняется. А заодно и проверите правдивость продавца. Покрышки не должны иметь трещин, лысого протектора и вообще не должны иметь такой вид, будто скутер приехал своим ходом из Японии. Хорошие покрышки, такие, как Бриджстоун, Данлоп и пр., стоят больших денег и лучше выбирать скутер с нормальной, не убитой резиной. В любом случае следует стараться приобретать скутер с дисками 10 дюймов - под них есть отечественные дешевые покрышки. В частности, вместо резины 100/100-10, 90/100-10 и 90/90-10 можно ставить покрышку 4.0-10 от "Муравья" (она чуть меньше первой и больше последней - это даже и хорошо, надо только убедиться, что на максимальном ходе амортизатора она ни за что не цепляет), а вместо 80/90-10 и 80/80-10 придется ставить отечественную 3.0-10 (она немного меньше и на ободе 80/90 будет смотреться как низкопрофильная). На половине скутеров стоят масляные амортизаторы, а на остальных (в основном дешевых) - пружинные. Конструкция проста: трубка, в ней пружина, пластиковые направляющие втулки, резиновый отбойник… и все! Из-за малого веса скутера износ передних телескопических вилок происходит почти исключительно от попадания грязи – от старости трескаются пыльники и хром съедается довольно быстро, а без хромировки мигом изнашиваются направляющие втулки, и вилке конец. Особенно этим страдают передние вилки на Honda Dio. Впрочем, это рассуждение не относится к скутерам-внедорожникам, которые используются по назначению (прыгают по ухабам) - там стойки работают на всю катушку и за их состоянием нужно следить. Передние стойки продаются в сборе и довольно дорого стоят. Их надо иногда разбирать и смазывать (см. ниже). Задний амортизатор обычно неразборный, и не ремонтируется нормальным путем. Поэтому за их состоянием при покупке стоит внимательно следить. Разбитые поворотники, стоп-сигналы и фары могут доставить массу неприятностей в пути. Даже с ними многие водители старательно не замечают тех, кто на двух колесах, а без них и вовсе неизвестно, что ты будешь делать - повернешь направо или налево, или вообще остановишься перекурить. Это все втройне справедливо ночью - если тебя не раскатает в темноте без габаритов грузовик, то без фары все равно далеко не уедешь - доедешь до первой ямы или поворота, и конец пути. Покупать оптику дорого, да и бывает, что какую-то лампочку (нужную во всем городе только тебе) не достать ни за какие деньги. Впрочем, умельцы могут переделать свои фары под распространенные автомобильные лампы и больше не заморачиваться. Сигнал поможет отогнать сумасшедших собак, нахальных пешеходов и дать о себе знать водителям автомобилей. Также им удобно приветствовать других коллег на скутерах. Прочие навороты приветствуются, но только за умеренную цену. Прямоугольные зеркала, сигнализацию можно купить и установить, при желании, и самому. А кофр на багажник нетрудно вылепить из стеклоткани или найти подходящий в магазине инструментов (в таких чемоданчиках на западе рабочие обычно носят свой электроинструмент). Также можно за небольшие деньги поставить более мощную (или дополнительную) фару и обозначить светодиодами габариты для езды ночью. Все недостатки скутера, если их разглядеть, могут работать на тебя. Нужно только тыкать продавца носом во все огрехи, сокрушенно качать головой и сбавлять, сбавлять цену, не слушая его причитаний, что все это мелочи. В то, что продавец-частник дает гарантии, особо не верь. Продавцы имеют свойство пропадать на первой неделе, и весь ремонт приходится делать самому – кататься ведь хочется. В результате они потом отказываются от гарантии, говоря, что "там уже лазили и все испортили".
|